Летающая
тарелка, пугающая и завораживающая обывателя непривычной для
летательного аппарата формой называется «ЭКИП» — это сокращение от слов
«Экология» и «Прогресс».
Аппарат изобретён в СССР Л. Н. Щукиным
в начале 80-х годов. Имеет несколько модификаций в зависимости от
назначения. ЭКИП может летать на высотах от 3 до 10 000 метров со
скоростью от 120 до 700 км/ч.
Относительный вес корпуса аппарата
к взлетному весу, по оценке специалистов DASA, при использовании
композитных материалов, на 1/3 ниже, чем для самолетов. Это достигается
тем, что конструкция позволяет равномерно распределить нагрузки на
корпус аппарата. Благодаря применению композитных материалов можно
существенно снизить акустическую, тепловую и радиологическую
(стелс-технология) заметность аппарата.
При отключении всех
маршевых двигателей и при работающем хотя бы одном вспомогательном
двигателе аппарат способен совершить безаварийную посадку на
неподготовленные грунтовые площадки или на воду.
ЭКИП по сути
самолёт с чрезвычайно короткими крыльями и очень толстым фюзеляжем. То
есть, это самолёт-крыло, но крыло очень высокой степени крутизны —
внутри которого располагаются двигатели, пилоты и груз.
Разработчики
заявляют, что «Аппараты „ЭКИП" способны перевозить тяжелые
крупногабаритные грузы (100 и более тонн) на дальние расстояния (тысячи
км) со скоростью 500-700 км/час на высоте 8-13 км. Они способны
перемещаться вблизи поверхности земли и воды на воздушной подушке на
скоростях до 160 км/час и осуществлять полет в режиме экранолета на
скоростях до 400 км/час». Таким образом, из-за почти вертикального
взлёта, аппарат чем-то напоминает загадочный пепелац из фильма Данелии
о космических путешествиях. Три кита «ЭКИП» — это воздушная подушка
(давно переставшая быть диковиной), экранный эффект — то есть эффект
увеличения подъёмной силы крыла вблизи гладкой поверхности. Испытания
экрано-планов Бартини показали, кстати, что при геометрической форме
ВВА-14 этот эффект может наблюдаться на высотах порядка 10 метров.
Третья
составляющая — собственно делающая «тарелку» летающей — ноу-хау
«Авиационного концерна „ЭКИП". Именно это и является главной гордостью
разработчиков — это „вихревая система управления течением в пограничном
слое на кормовой поверхности аппарата (УПС). Эта система, с помощью
создаваемой совокупности последовательно расположенных поперечных
вихрей, обеспечивает безотрывное обтекание корпуса аппарата и снижение
его аэродинамического сопротивления". То есть, сопла, расположенные в
задней части аппарата, призваны обеспечить улучшенное, почти идеальное
обтекание самолёта-крыла.
«Система УПС», — говорят разработчики
— «Запатентована в России и за рубежом в Европе, США и Канаде. Она
позволяет при низком уровне энергозатрат (6-8% от тяги основных
двигателей) обеспечить безотрывное обтекание аппарата на крейсерском и
взлётно-посадочных режимах полёта при углах атаки до 40°»
Главными преимуществами аппаратов типа «ЭКИП», таким образом, становятся: ненужность больших аэродромов, малые посадочные площадки.
Перевозки большого количества пассажиров и тяжёлых грузов, за счёт заявленных улучшенных аэродинамических характеристик. Например, говорится о том, что тысяча пассажиров — не предел для этого летательного аппарата.
Разработчики
пишут, что «Особо следует отметить возможность использования на
аппаратах „ЭКИП" газового топлива (природный газ, водород). Большие
объемы аппарата позволяют расположить внутри него без изменения внешних
обводов большие по объемам топливные баки под газовое топливо.
***
Ограниченные запасы нефти (на 50 лет) требуют перевода самолетов на газовое топливо. К
сожелению в 2004 году Авиационный концерн ЭКИП разорился, но 24 ноября
2007 года президент России Владимир Путин подписал федеральный закон о
создании государственной корпорации Ростехнологии. Она создана для
содействия машиностроительным предприятиям по содействию в разработке,
производстве и продвижении на внешних рынках продукции военного и
двойного назначения (чем и является ЭКИП). Это даёт возможность
надеяться на то, что талантливая разработка Льва Щукина сможет
послужить и России.
На
протяжении многих веков из разных стран приходят известия о причудливых
небесных огнях и странных летательных аппаратах, приземляющихся на нашу
Землю - НЛО или "Неопознанных Летающих Объектах". Большинство из них
похожи на диски или "тарелки". Этот фильм впервые расскажет о реальных
"летающих тарелках", которые могут обеспечить революционный
технологический прорыв и надёжную безопасность России в 21-м веке. Это
летательные аппараты безъаэродромного базирования: "ЭКИП", "Термоплан"
и "Барс". Они способны осуществлять взлёт и посадку на любые площадки,
и водные поверхности. Все они разработаны в авиационно-космической
отрасли и имеют двойное назначение. В военной области это: разведка и
целеуказание ударным ракетным комплексам, дозорная служба на
приграничных территориях, десантные перевозки личного состава и
техники, спасательные и инженерные операции на море и суше. В
гражданской сфере уже в ближайшем будущем подобные аппараты могут
заменить традиционные пассажирские, транспортные и специальные
самолёты, поскольку отличаются высокой экономичностью, безопасностью и
грузоподъёмностью.
- Постановление Совета Министров - Правительство Российской Федерации от 30 июня 1993 года № 621;
- Распоряжение Совета министров - Правительство РФ от 30.09.93 № 1642-Р;
- Решение Совещания у Первого заместителя Председателя Правительства РФ
( Протокол ОЛ-П7-13 Пр от 02.08.96 г.);
( Протокол ОЛ-П7-29 Пр от 11.11.96 г.);
- Поручение президента Российской Федерации (Поручение Пр-1734 от 24.10.97);
- Решение государственной Думы РФ о бюджетном финансировании проекта «ЭКИП» в 1999 году (строка Бюджета РФ на 1999 год - 9.2.2);
- Центральная база охраны лесов Федеральной службы лесного хозяйства России (Договор)
- Министерство Обороны РФ, нтк ВВС (Договор)
- Письмо губернатора Саратовской области Аяцкого к Президенту РФ (исх. 1-07/1913 от 24.09.97);
- Письмо Президента Российской академии естественных наук к Президенту РФ (исх. О.Кузнецова 17-177/98 от 19.08.98);
-
Письмо в Правительство РФ от Заместителя Председателя Комитета по
Промышленности, строительству, транспорту и энергетики Госдумы РФ (исх.
Ю.К. Севенарда 33.11-21/1594 от 7.10.98);
- Письмо в Правительство РФ от Президента Росконверс аэрокосмоса (исх. Р. Мусаэляна AR- 452/10 от 08.10.98);
- Письмо в Правительство от Министра Федеральной службы лесного хозяйства (исх. В Шубина ДО-1 -8-5/397 от 09.10.98);
- Письмо в Правительство от Министра МЧС (исх. С.Шойгу 1-432-16 от 07.10.98).