Табачный скандал — скандал, связанный с беспошлинным ввозом в Россию табачной продукции под эгидой благотворительного фонда «Ника» и Штаба по гуманитарной помощи Русской православной церкви в 1996—1998 годах. Так, за 8 месяцев 1996 года
в Россию было ввезено примерно 8 млрд беспошлинных сигарет (эти данные
были обнародованы Комиссией правительства РФ по вопросам международной
гуманитарной и технической помощи), что составило 10 % отечественного
рынка табачной продукции[1].
Внимание прессы также привлекало то обстоятельство, что традиционно в
русской церковной среде табакокурение осуждается как грех[2], а от заболеваний, вызванных этой вредной привычкой, в России ежегодно погибают около 400 тысяч человек[3].
В 1997 году журналист «Московского комсомольца»
Сергей Бычков опубликовал серию статей о торговле сигаретами и
алкоголем, назвав в одной из них тогдашнего председателя ОВЦС МП
митрополита Смоленского и Калининградского (ныне Патриарха Московского
и всея Руси) КириллаВсеволоду Чаплину в 2006 году [4] и Роману Силантьеву в 2008 году[5]. По словам епископа Венского и Австрийского (ныне председателя ОВЦС) Илариона[6],
митрополит Кирилл решил не возбуждать дела против Бычкова, считая, что
священнослужителю не пристало решать вопросы в светском суде, и:
«табачным митрополитом». Этот журналист был позже обличён во лжи по
другим вопросам сотрудниками митрополита Кирилла, дела перешли в суд, и
Бычков проиграл все процессы — протоиерею
если начнется судебное разбирательство, та же самая газета и тот же
самый журналист будут его освещать. И даже если суд докажет
безосновательность обвинений и обяжет газету опубликовать опровержение
клеветы, за то время, пока длился процесс, на Церковь будет вылито
столько грязи, что ущерб, нанесенный Церкви, будет еще более велик.
В «Известиях» от 23 января 2009 года Александр Починок (в 1997—1998 годах
бывший руководителем Государственной налоговой службы России) опроверг
слухи о причастности митрополита Кирилла к торговле алкоголем и табаком[7][8]:
…правительство и решило помочь, выделив РПЦ квоты на ввоз
подакцизных товаров, предоставив соответствующее разрешение через
правительственную комиссию по гуманитарной помощи на их ввоз. При этом
РПЦ — точнее, компании, близкие к ней, — была освобождена от уплаты
таможенных пошлин. Все это закончилось печально для всех — и для тех
импортеров, потому что многие из них пострадали, и для бюджета.
<…> Если оценивать торговлю табаком и алкоголем Церковью с
позиции сегодняшнего дня, то определенно это была ошибка. Поэтому-то,
как только стало возможно, Алексий II реформировал структуры, которые
отвечали за ввоз товаров. И поверьте, этот шаг Церкви дался нелегко,
потому что свой бюджет ей так и не удалось поправить. Более того, РПЦ
не могла в принципе иметь корыстный интерес в этом деле, поскольку
Алексий принял решение, согласно которому высшие церковные чины должны
после своей смерти вернуть имущество Церкви. Но решение обратиться за
помощью к государству исходило от патриарха <…> Комиссию при РПЦ
тогда возглавлял Климент.
Причем архиепископ Калужский командовал и со стороны церкви, и со
стороны государства. Он контролировал большую часть доходов от
«гуманитарных» операций. В 1995 году правительство ввело в состав своей
комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи
представителя штаба гуманитарной помощи Московского патриархата. Им
стал председатель этого штаба архиепископ Калужский Климент. Потом
появилась комиссия Московской патриархии по гуманитарной помощи во
главе с тем же митрополитом Климентом. Затем она была преобразована в
комиссию по экономическим и гуманитарным вопросам, и ею опять
командовал митрополит Климент. Нюанс: его комиссия не подчинялась
председателю ОВЦС — митрополиту Кириллу. [митрополит Климент в то время был непосредственным подчинённым митрополита Кирилла — как заместитель Председтеля ОВЦС]
На Пресс-конференции по итогам Архиерейского Собора
Русской Православной Церкви митрополит Кирилл объяснил собравшимся, что
в Русской Церкви имеется Комиссия по гуманитарной помощи, куда
православные и не только православные христиане со всего мира присылают
кто что может. Среди вещей, которые приходят с гуманитарной помощью,
есть такие, которые Церковь не может использовать по прямому
назначению. Например, сотни двигателей от холодильников, оконные рамы и
блоки и, наконец, сигареты. Их можно отправить обратно дарителям. А
можно согласовать вопрос с Правительством и передать сигареты в
светскую торговлю, что и было сделано. Часть от вырученных денег была
направлена в центральный церковный бюджет, на общецерковные нужды.[9][10]