Активисты российских антитабачных организаций обеспокоены судьбой
Национальной стратегии по борьбе с табакокурением. Документ с основными
принципами государственной антитабачной политики, на разработку и
согласование которого в министерствах ушло более двух лет, в начале
июля был отправлен на подпись премьер-министру Владимиру Путину и с тех
пор о нем ничего не известно. Антитабачная стратегия, в случае ее
принятия, станет основой для законопроектов, цель которых — ввести
серьезные запреты на курение табака.
О том, что Минздравсоцразвития разрабатывает Национальную антитабачную
стратегию, известно достаточно давно — с тех пор как Россия подписала
Рамочную конвенцию Всемирной организации здравоохранения по борьбе с
табаком (РКБТ) в апреле 2008 года. Сам по себе этот документ не имеет
силы закона, однако в нем обозначены конкретные меры, составляющие
стратегию государства в области борьбы с распространением курения,
которые должны стать основой для дальнейших законопроектов.
«Для нас этот документ имеет большое значение, — подтвердил РБК daily
председатель правления Конфедерации обществ потребителей, один из
лидеров антитабачного движения Дмитрий Янин. — В прошлом мы
неоднократно сталкивались с тем, что законопроекты, направленные на
снижение доступности табачных изделий, или их рекламы, или размера
акцизов получали отрицательные отзывы на уровне министерств и не
принимались Госдумой. В случае принятия национальной стратегии,
согласованной правительством, принятие антитабачных законов будет
проходить куда легче».
По словам г-на Янина, на то, чтобы составить национальную стратегию и
получить одобрение всех имеющих к ней отношение министерств,
понадобилось более двух лет. «Принятие документа проходило сложно, но в
итоговом варианте нам удалось сохранить все пункты, на которых мы
настаивали, кроме введения лицензирования розничных продаж табачных
изделий, против чего категорически возражало Минэкономразвития, —
рассказал Дмитрий Янин. — Национальная стратегия ушла на подпись
премьер-министру, с тех пор о ней ничего не слышно, хотя прошло уже два
месяца». РБК daily вчера не удалось получить оперативный комментарий в
пресс-службе Владимира Путина по данному вопросу.
В отличие от антиалкогольной кампании, рассчитанной на десять лет,
антитабачная концепция предполагает принятие всех прописанных в ней
положений в ближайшие пять лет. За это время рассчитывают снизить
количество курящих россиян на 10—15%, при этом сократить курение среди
детей и подростков на 30%. Согласованный вариант нацстратегии (есть в
распоряжении РБК daily) включает организацию массированной
пропагандистской кампании с охватом аудитории не менее 90% и около 500
центров здоровья, где желающим будут помогать бросить курить
(предполагается, что после обращения за помощью это смогут сделать не
менее 40% зависимых).
Все эти цели намечено финансировать из федерального и местных бюджетов.
Из документа следует, что ответственным за реализацию мер, изложенных в
нацстратегии, является Минздравсоцразвития.
Антитабачная стратегия предполагает существенное ускорение роста
табачных акцизов (сейчас 25—40% в год), чтобы через пять лет Россия
смогла выйти на среднеевропейский уровень налогообложения табачной
индустрии. Также планируется запретить курение на стадионах,
дискотеках, в кафе и ресторанах. Помимо уже привычных для россиян
крупных надписей на пачках о последствиях курения производителей хотят
обязать размещать фотографии и рисунки разрушенных курением органов
человека.
Значительное место в документе уделено профилактике курения среди
подростков. В частности, может быть введен запрет на изготовление и
продажу жевательных резинок и игрушек в форме сигарет, продажу сигарет
и кальянов на дискотеках и в кафе, где может собираться молодежь.
Особого внимания заслуживает пункт, согласно которому продажа табака
может осуществляться только в торговых точках, исключающих доступ к ним
совершеннолетних. Это фактически означает запрет продаж в ларьках,
небольших магазинах и на прочих предприятиях розницы, которые не имеют
возможности оборудовать отдельный торговый зал, куда не смогут
проникнуть несовершеннолетние.
Участники рынка заявили РБК daily, что готовы к ужесточению
регулирования табачного рынка, так как основные положения, изложенные в
нацстратегии, содержатся в Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табаком.
«Принятие национальной стратегии должно привести российское
законодательство в соответствие с обязательствами страны по РКБТ, —
заявил РБК daily директор по коммуникациям российского
представительства компании JTI Анатолий Верещагин. — В то же время уже
сейчас национальное законодательство, в частности в вопросах
технического регулирования и акцизной политики, в значительной степени
соответствует этим требованиям. Каких-либо новых предложений, не
обозначенных в документах ВОЗ, эта стратегия не предусматривает».
В пресс-службе компании Philipp Morris считают, что принятый
техрегламент на табачные изделия является достаточным для регулирования
рынка на современном этапе. Использование графических картинок на
пачках, например, уже предусмотрено действующим техрегламентом,
подчеркнули в компании.
Анализируя меры, изложенные в антитабачной стратегии, представитель
Philip Morris отметил, что значительный ряд предложений ударит в первую
очередь по потребителю и не будет способствовать снижению
табакокурения. В компании считают, что резкое взвинчивание акцизов
приведет к появлению на рынке контрафакта и контрабандных сигарет.
Полный запрет курения в ресторанах и клубах, по мнению Philip Morris,
логичнее было бы заменить на зоны для курящих и некурящих при
оборудовании помещений необходимой вентиляцией.
Вместо запрета продаж в мелкой рознице табачники предлагают введение
лицензирования торговли, предусматривающее лишение лицензии в случае
продажи сигарет несовершеннолетним. Представитель Philip Morris также
выразил мнение, что принимать судьбоносные для отрасли документы без
привлечения представителей табачной индустрии в корне неверно.
ДЕНИС ПУЗЫРЕВ