31 августа 2010 в 21:19 Автор Илья Зиненко, Ирина Власова Источник gzt Опубликовал МУСТАФА 324 просмотра 2 комментария
Российские школьники курят больше европейских одногодков и много пьют
алкоголя. Теперь их попытаются подсадить еще и на «энергетики», рынок
которых государство не регулирует.
Специалисты Минздравсоцразвития РФ считают энергетические напитки
опасными для здоровья детей и подростков. Об этом заявил 31 августа на
пресс-конференции руководитель отделения детской наркологии
Национального научного центра наркологии Алексей Надеждин.
«Энергетические напитки содержат витамины, аминокислоты и большое
количество кофеина», — отметил он. По словам специалиста, большое
количество кофеина негативно отражается на подростковой психике, может
привести к бессоннице, перевозбуждению и «психоэмоциональным взрывам».
Между, тем, подростки зачастую пьют такие напитки как лимонад».
«Не стоит пить эти напитки,— отметил Надеждин.— Они будоражат, приводят
к бессоннице, оказывают психоактивное действие». «Эти напитки могут
быть опасны»,— утверждает нарколог. Надеждин полагает, что широкому
распространению энергетических напитков способствует красочная реклама,
если бы ярко оформленные баночки с напитками не попадались детям так
часто на глаза, употребление этих напитков резко бы снизилось. «Такая
реклама должна быть ограниченной»,— сказал нарколог.
Дерматологическое пиво
«Конечно, рынок энергетических напитков необходимо мониторить очень
внимательно.— сказал GZT.RU независимый эксперт, доцент ММА им.Сеченова
Давид Мелик-Гусейнов.— Сейчас он не регулируется никак , хотя в напитки
входят составляющие компоненты, которые входят также в лекарственные
препараты для лечения онкологических, сердечно-сосудистых, психических
заболеваний. Это обезболивающие компоненты, кофеин в больших дозах».
Попытки создать продукт с добавлением фармацевтических агентов
делаются, «как бизнес-идеи такие предлагались отечественными
фармацевтическими производителями на отраслевых конференциях
неоднократно», подтвердил эксперт.
Государство должно ясно представлять, как такой продукт будет
регистрироваться— как лекарство или как БАД (биологически активная
добавка),— и где он будет продаваться.
«Были , к примеру, предложение по созданию фармацевтического пива с
благотворным действием на кожу, в которое собираются вводить
специальные дрожжи»,— привел пример Мелик-Гусейнов. Эксперт
предположил, что рынок такой продукции будет развиваться очень активно,
и отметил, что действовать государству лучше не запретами, а более
мягкими мерами, к примеру, просвещением.В Россию могут начать завозить
и «сонный лимонад»
Алексей Надеждин сообщил, что в Россию из США могут начать ввозить
«фармацевтические» напитки, в частности «тоники, в которые вводят
седативные препараты». Скорее всего, речь идет о так называемых
«антиэнергетических» напитках, активно продающихся в США и ряде других
стран.
Рынок этих продуктов активно развивается, а объемы продаж уже вчетверо
превысили сбыт энергетических газировок, писал в феврале Fox News.
Первый такой напиток для «релакса» под названием Drank появился в
магазинах США два года назад. В его состав входит по 2 миллиграмма
мелатонина— гормона шишковидной железы, который регулирует биоритмы
организма, а также и продукцию пигмента меланина.
Кстати, сам мелатонин входит в состав многих безрецептурных БАД,
предназначенных для облегчения засыпания. Концентрация мелатонина в
крови обычно увеличивается с наступлением темноты, это помогает
организму готовиться ко сну. Медики рекомендуют такие добавки для
облегчения засыпания.
Однако, по данным Чарлза Чайслера из Гарвардского университета, напитки
в магазинах не воспринимаются покупателями как лекарство или БАД, их
употребляют не по медицинским показаниям, а руководствуясь собственными
вкусовыми пристрастиями, жаждой или рекламой. Никаких исследований о
влиянии долговременного приема больших доз мелатонина в строгих
исследованиях не проводились. В январе 2010 года Управление по контролю
за продуктами и лекарствами США (FDA) предписали производителям
«антиэнергетиков» доказать безопасность своей продукции.
Но Drank, Dream Water, RelaxZen и другие напитки с мелатонином
продолжают свободно продавать в США. Рынок продаж «антиэнергетиков», по
оценкам ритейлеров, составил около $20 миллионов, а рынок
энергетических напитков— $5 миллионов.
Государство должно «увидеть „энергетики"»
Продажу энергетических напитков пытаются регулировать в некоторых
странах. Немецкие власти изымали из продаж безалкогольную Cola компании
Red Bull после обнаружения в нем остаточного (0,4 микрограмма на литр)
количества кокаина.
Затем им последовали власти Тайваня, которые тоже вводили запрет на
продажу напитка. Но, по мнению токсикологов, такое количество наркотика
безопасно для здоровья и не может привести к зависимости (смертельная
доза кокаина содержится в 700 тысячах литров напитка). Всего было
отозвано 17 165 партий напитка общей стоимостью около $750 тысяч. Об
обнаружении следов наркотика ранее заявлял Минздрав Австрии, хотя счел
количество безопасным.
В России тоже была попытка внести на рассмотрение Госдумы проект
федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления
(распития) тонизирующих безалкогольных и слабоалкогольных напитков»,
предложенный законодательным собранием Краснодарского края.
Авторы законопроекта предлагали запретить розничную продажу и
потребление напитков в организациях культуры (за исключением
расположенных в них организаций или пунктов общественного питания),
физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, в местах
проведения культурно-массовых мероприятий с участием подростков и
молодежи. Определение мест торговли этими напитками предлагалось
возложить на органы местного самоуправления.
В пояснительной записке к документу депутаты указывали, что
«энергетики» и слабоалкогольные напитки потребляют в основном
несовершеннолетние, которые «в силу отсутствия должного жизненного
опыта не в состоянии адекватно воспринимать рекламу тонизирующих
напитков в СМИ, наружной уличной рекламе, а также многочисленных
публичных рекламных акциях».
Авторы отмечали, что «кофеин синтетического происхождения и природные
биологически активные вещества из разрешенных лекарственных растений
или их экстрактов, могут ухудшить здоровье детей, подростков и людей с
хроническими заболеваниями. Употребление же „энергетиков", содержащих
алкоголь, „влияет на характер алкогольного опьянения, снижая его
выраженность, что может привести к неадекватной оценке собственного
состояния, способствовать утрате контроля за выпитым и побуждать к
повторному употреблению алкоголя".
Однако этот законопроект до первого чтения в Госдуме так и не дошел.
О необходимости регулирования подобной продукции говорил 31 августа
Алексей Надеждин, его поддержал Инициативу заместитель директора
департамента Минобрнауки РФ Андрей Гериш. «На наш взгляд, нужно
изменить законодательство в этой сфере»,— заявил он.
Рынок соблазнов
Наркологи предупредили, что за поведение и пристрастия школьников несут
ответственность взрослые. Пока же взрослые россияне пример подают
удручающий: согласно социологическому исследованию Минобрнауки, которые
привел Андрей Гериш, 65% детей и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет
употребляют (хотя бы эпизодически) алкогольные напитки, 51% процент
детей той же возрастной группы курят, это существенно больше молодежи в
Европейских странах и CША.
По оценкам Национальной алкогольной ассоциации, в настоящее время рынок
энергетических напитков России составляет 20 миллионов, а рынок
слабоалкогольных напитков— 400 миллионов литров в год.
Рынок энергетических напитков в России практически не регулируется,
отмечают эксперты. «Если в большинстве развитых стран при помощи
различных мер ограничивается производство и продажа энергетиков,
воздействие которых на организм до конца не изучено, то в России их
производство регулируется только техническими регламентами, а продажа
не регулируется никак,— говорит эксперт департамента оценки „2К Аудит—
Деловые консультации"/ Morison International Петр Клюев.
Благодаря столь благоприятным условиям и высокому спросу рынок
энергетических напитков в России развивается очень бурно. По данным
Клюева, пока энергетики занимают 3–5% рынка в продажах всех
безалкогольных напитков. «Но доля энергетиков постоянно увеличивается,—
отмечает эксперт.— Особенно если вспомнить, что еще пять лет назад эта
доля составляла не более процента». Даже в кризис рынок демонстрировал
темпы роста на уровне 20–30% в год. Сейчас объем российского рынка
составляет порядка 30 млн литров в год.
Мнение производителей энергетиков GZT.RU узнать не удалось. К примеру,
в компании Red Bull отказались комментировать данный вопрос, сославшись
на политику компании, которая запрещает сотрудниками давать публичные
комментарии о рынке энергетиков и деятельности самой компании.