Главная » 2010»Декабрь»2 » Модернизация образования. Менее 9% жителей России смогут бесплатно учиться в ВУЗах
16:19
Модернизация образования. Менее 9% жителей России смогут бесплатно учиться в ВУЗах
Правительство
разместило на сайте zakonoproekt2010.ru проект нового закона «Об
образовании», решив «обкатать» будущую реформу на критике в Рунете – как
уже было сделано с законом «О полиции». Среди новых норм
задекларировано равенство между государственными и частными учебными
заведениями. Однако нормы финансирования будут произвольно
устанавливаться правительством. Установлено лишь ограничение: госказна
будет оплачивать высшее образование только 9% из населения в возрасте от
17 до 30 лет. Газета «Коммерсант», отмечает, что перестройка системы
образования, также как и в случае с МВД, готовится теми же ведомствами,
которые должны быть этими законами реформированы.
Новый закон призван заменить законы «Об образовании» и «О высшем и
послевузовском профессиональном образовании», принятые еще в начале
девяностых. Как говорится в концепции, документ должен устранить
«проблемы и противоречия» действующего законодательства, которое
обросло избыточным количеством подзаконных актов.
Законопроект содержит ряд довольно серьезных новаций, касающихся высшей
школы. Прежде всего, он делит вузы на три типа. Если раньше колледжи
воспринимались как нечто среднее между школой и ПТУ, то теперь у них
полноценный статус вуза: в колледжах будут готовить бакалавров по
прикладным, техническим специальностям. Институт имеет право готовить
бакалавров (как по прикладным, так и академическим дисциплинам) и
специалистов. Университет, кроме этого, получает право готовить
магистров и аспирантов. Однако университеты, помимо образовательной
деятельности, обяжут всерьез заниматься наукой. В свою очередь,
аспирантуру предлагается выделить в категорию послевузовского
профессионального образования.
В высшей школе больше не будет академий. В Минобрнауки пояснили, что
академии будут заниматься дополнительным образованием, например,
повышением квалификации. правда, реформа коснется, скорее
самоименования вузов. Например, Финансовая академия при правительстве
РФ уже переименовалась в Финансовый университет.
Также авторы предлагают отменить большую часть льгот при поступлении в
вузы. Как говорится в концепции, сейчас нормативными документами
предусмотрено в общей сложности более 200 категорий лиц, имеющих право
на льготу. Теперь «преимущественное право зачисления» на бюджетные
места будут иметь не больше десятка категорий граждан: сироты,
дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, «чернобыльцы» и некоторые другие.
Причем они смогут воспользоваться льготой только при условии
«успешного прохождения вступительных испытаний», то есть не провалив
экзамены. Взамен Минобрнауки предлагает право сокращенным льготникам
бесплатно заниматься на подготовительных отделениях при вузах.
Проект провозглашает равенство между государственными и частными
образовательными учреждениями, дает возможность создавать
образовательные госструктуры и в виде казенных предприятий, а не только
автономных учреждений. Однако право определять все подробности
нормативов госфинансирования предоставлено правительству РФ – поэтому
непонятно, как именно будет организован доступ частных школ и
университетов к деньгам местных и федерального бюджетов. Единственным
ограничением является норматив финансового обеспечения высшего
образования в целом: его должно хватать на 9% от каждых 100 тыс.
населения региона в возрасте от 17 до 30 лет. Установлен и общий
механизм распределения госзаказа среди образовательных учреждений –
число бюджетных мест для учащихся, которые государство обязано
распределить ежегодно на конкурсе в регионе.
Эксперты отмечают, что проект реформы не выглядит исчерпывающим сводом
законов об образовании. Ректор Высшей школы экономики Ярослав
Кузьминов, к примеру, отметил что «закон состоит в основном из
заголовков» и «пока выглядит сугубо рамочным». президент Медведев
предложил гражданам оставлять на госсайте исправления для закона – по
аналогии с законом «О полиции». Однако общественное обсуждение реформы
МВД оказалось лишь популистской мерой – лишь малая часть предложений
граждан была учтена в новой версии закона, почти не поменяв его суть.
Зато эти поправки были представлены, как личная инициатива президента.
Кроме того, отмечает газета, у двух законопроектов – «О полиции» и «Об
образовании» – есть еще одна общая деталь: оба закона писались
экспертных кругах ведомств, деятельность которых они призваны
реформировать.